У нас нет другой планеты

Масштабная выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030 – 2100» в музее «Гараж» проходит с 28 июня по 1 декабря. Проект объединяет старые и новые произведения 50 авторов со всего мира, в том числе из России. Экофорум демонстрирует реалии будущего, в котором экологическая повестка станет одним из ключевых политических вопросов. 

Вы заходите в здание, поднимаете глаза, и перед вами огромная инсталляция, напоминающая квадрат. Проходите чуть дальше, и оказывается, что это не просто квадрат, подвешенный на верёвочках, а огромная игрушечная кухня, сплошь облепленная тараканами.

Заинтересовало? Идём дальше. Поднявшись на этаж выше, ваш взгляд в первую очередь зацепится за работу Сюзан Шуппли «Замедленный распад». 20 оцифрованных передовиц газеты «Правда» и архивная видеозапись. У всех статей общая тематика — авария на Чернобыльской атомной электростанции.

Общаясь с кураторами выставки, я хотела в первую очередь найти такие работы, которые привлекут моё внимание, а также заставят задуматься. Ведь глобальное потепление и загрязнение окружающей среды являются теми проблемами, о которых СМИ пишут без остановки.

Особенно меня заинтересовала одна из работ группы молодых художников “Critical Art Ensemble”. В своих художественных исследованиях процесса организации и управления смертью они используют термин «медицинская сортировка». Эта практика предполагает оказание первоочерёдной помощи людям, которые нуждаются в ней больше, чем другие.

Как мне объяснила куратор Анна, художники применяют эту задумку из медицины в сфере экологии. Так, они применяют этот метод, спасая источники воды – решая, какие нужно спасти в первую очередь в ситуации надвигающейся экологической катастрофы. Итак, перед нами 4 ёмкости, в каждой — вода разной степени загрязнённости. Первая — из озера Байкал, вторая —  из реки Волги, третья —  из Москва-реки и четвёртая — московская вода из-под крана.

На чистоту озера Байкал влияет огромное количество факторов, но основным является антропогенный, Волга — одна из самых грязных рек России, её бассейн вошел в десятку самых загрязненных зон, а в Москве-Реке загрязнение вызвано сточными водами. Это значит, что Россия уже достаточно давно потеряла свой статус вечного заповедника, хотя многие думают всё ещё думают иначе.

Выставка открылась очень кстати, ведь последние пару лет стали годами экологии в России. Екатерина Лазарева, главный куратор выставки, утверждает, что «в России давно не хватало площадки для обсуждения злободневных вопросов». И вот она появилась.

Идём дальше. Просмотрев огромное количество композиций, я наткнулась на табличку с надписью „The day global worming turned my jumper like this” («День, когда из-за глобального потепления мой джемпер стал таким»). Лор Пруво – создательница экспоната, показывает собственный джемпер, который из-за экологических проблем стал «вот таким» — кажется, что он полностью промок или испачкан слизью, но как оказывается, он  пропитан эпоксидной смолой. Посредством своего творчества художница хочет перевести абстрактный дискурс о глобальном изменении климата в конкретные шаги решения проблем. Один из таких шагов – привлечение внимания общества к проблеме.

Одной из наиболее запоминающихся работ для меня оказалось произведение Титы Салины – индонезийской художницы, которая совместно с рыбаками начала вылавливать в водах Джакарты пластиковый мусор для того, чтобы в дальнейшем собрать из него остров.

Куратор рассказала, что художница оставила его плавать в Округе Тысячи Островов. Таким образом, она хочет показать актуальность тематики появления новых территорий на Джакарте с еще более актуальным «мусорным загрязнением».

Мусор, который собрала Тита Салина, можно увидеть в музее «Гараж». Также для своего экспоната девушка подготовила документальный фильм.

Помимо этого, на выставке есть ещё много залов, в которых каждый найдёт для себя что-то интересное: зал с мультимедийной инсталляцией, трансгенными бактериями человеческого метаболизма или зал — красная соляная комната с растениями, напоминающая жаркую пустыню.

В репортаже я упоминала работы, которые показались мне наиболее смелыми и пронзительными. После них тебе не придёт в голову выкинуть обертку на асфальт или взять лишнюю трубочку на кассе в Starbucks.

«Грядущий мир» — нельзя назвать жёстким экоактивизмом. Это скорее тот тип выставок, который направлен на возможность донести до посетителя все проблемы экологии.

Мой совет – обязательно посетить выставку, она заставит переосмыслить многие вещи в отношении экологии и всего того, что с ней связанно.

Полина Мелехина 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *