Масштабный кинопроект Хржановского «Дау» в России покажут только частично

Минкульт ограничил показ фильма Ильи Хржановского «Дау». Вместо десяти эпизодов в РФ будут показаны только шесть. Прокатное удостоверение не получили эпизоды «Дау. Наташа», «Дау. Саша Валера», «Дау. Новый человек» и «Дау. Нора Сын». Как заявили в министерстве, эти эпизоды «содержат материалы, пропагандирующие порнографию».

«Дау» — беспрецедентный по масштабу художественно-документальный многосерийный байопик про советского физика, лауреата Нобелевской премии, трижды Сталинской и Ленинской премии Льва Ландау. Проект, включающий в себя кинематографические (700 часов отснятого материала и 14 лет работы над ними), мультимедийные и трансмедийные материалы. Весной 2019 года фильм был показан в Европе, где имел огромный кассовый успех. United4me рассказывает об одном из самых скандальных и неоднозначных проектов десятилетия.

Кто такой Хржановский, и что за «Дау»?

Источник: www.kinopoisk.ru

Илья Хржановский русский режиссёр, до этого выпустивший только один фильм ­­­ «4». Сценарий к нему написал сам Владимир Сорокин, который принял участие и в создании «Дау».

Изначально фильм был задуман как художественный биографический фильм о советском физике Льве Ландау, основанный на мемуарах его супруги Коры Ландау-Дробанцевой. Но со временем режиссёр Хржановский отказался от классической игры актёров, подменив её жизнью в обстановке, схожей с исследуемым промежутком времени в СССР. Харьковский физико-технический институт послужил внушительными декорациями, которые с помощью скрупулезной работы по воссозданию требуемой реальности стали анклавом, полностью соответствующим советским реалиям 30-60 годов прошлого века. Началось реалити: актёры стали жить в этих условиях, за ними повсюду наблюдали камеры. Действующими лицами в основном выступили неизвестные актёры, но некоторые роли (в том числе и главные) сыграли заслуженные деятели искусства и даже реально участвующие в фабульных событиях люди: всемирно известный дирижёр Теодор Курентзис (Лев Ландау), Радмила Щёголева (Кора Ландау-Дробанцева), театральный режиссёр Антон Васильев (вымышленный академик Крупица), нобелевский лауреат Роберт Гросс, бывший генерал-лейтенант КГБ Владимир Ажиппо. Все нужные по сценарию сцены были сняты в актёрском жизненном быту. История жизни Льва Ландау отразилась в 14 полнометражных фильмах и 3 сериалах.

Премьера «Дау» состоялась прошлой зимой в Париже, в музее Шарле и в Театре де ля Вилль.

Мнения о проекте

Ещё весной Леонид Парфёнов в своём блоге рассказывал про масштабный мировой проект российского режиссёра Ильи Хржановского, который был снят на российские (негосударственные) деньги на Украине. Для этого Парфёнову потребовалось поехать во Францию и увидеть своими глазами, как проект отечественного режиссёра принял вид огромной выставочной экспозиции и распростёрся по самому центру Парижа. «Немыслимая смесь Алексея Германа старшего и реалити-шоу «Дом-2», — сказал журналист о проекте.

Счастливцы, посетившие премьеру «Дау» в Париже, расходятся во мнениях об увиденном. Некоторых пугает сомнительная история и условия создания проекта, кто-то не понимает или не чувствует искусства в подобном кинематографическом слиянии. Говоря прямо, для многих проект непонятен и сложен. Пока «Дау» не воспринимается как общепринятое произведение искусства (есть лишь хвалебные рецензии некоторых допущенных до процесса съёмок журналистов и критиков), но есть и отрицательные отзывы. Фактически можно сказать лишь одно в европейских столицах люди отстаивали огромные очереди и платили большие деньги, чтобы посетить экспозиции.

Почему об этом важно знать?

Истории нашей страны хорошо известны подобные прецеденты, когда отечественное художники выходили за границы Родины, чтобы реализовать проект, который внутри границ нереализуем. Кажется, что для создателей «Дау» «границы» — только лишь слово, которое к тому же старательно стёрто из их памяти. Но именно незнание этого понятия дало возможность создать до того невиданный, не представляемый реальным, скандальный и неоднозначный проект, который как ничто специфично, самобытно и самодостаточно отражает силу современной авторской отечественной культуры, развитие мультимедийных технологий и конвергенцию культурных артефактов в одном произведении.

Очевидно, что подобное безграничное искусство, столкнувшись с какими-либо навязанными границами, вступит в конфликт с ними. Так происходит сейчас и здесь. На земле, послужившей началом и предтечей для всего, что было создано теперь уже «великим и ужасным» Ильёй Хржановским.

Олег Коротаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *